Просмотров:

Фанатизм в дрессировке собак

— Он пятьдесят куриц задушил у соседей! Если не заберёте, повешу гада.

Двухлетний хаски с интересом слушал разговор владельца с приехавшем по просьбе соседа волонтёром. Сосед пожалел собаку, которую владелец уже приговорил и позвонил в приют.

— Дрессировать пробовали?
— А как же! — хозяин готовно вытащил из кармана пыльный кусок колбаски и собака посидела, полежала, и зайку сделала. – Девочка ездила к нам полгода, всё показывала.
— Ошейник строгий есть у него? – вмешался сосед.
— Что вы, что вы?! Только баланс стимулов!
— Какой же тут баланс – одна колбаса, — заметил сосед, — Девочка ваша – психичка! Меня с собакой увидела , говорит «свой строгий ошейник на себя одень». А мой стафф, между прочим, куриц не давит. Собака порядок должна знать. Сперва «что вы, что вы, только баланс» а потом «повешу гада».
— Не повесил же! И вообще не ваше это дело! – объявил хозяин хаски.

Волонтёр потащил несчастного хаски подальше от разгорячённых собачников побаиваясь за судьбу собаки да и за свою собственную.
Ярые сторонники кликера и положительного подкрепления могут задавить несогласных не хуже, чем хаски соседских кур. Также, как и сторонники парфорса и удавки, собственно.
Попробуем поучаствовать в споре.

Давно известно, что спорами размножается не только плесень но и фанатическая глупость. Поэтому постараемся беспристрастно рассмотреть аргументы сторон.
При оперантном научении с использованием положительного подкрепления собака:

  • активно участвует в процессе.
  • приобретает уверенность в себе.
  • выполняет команды быстро и охотно.

При классическом научении с использованием механического способа собака:

— не активный участник, а «объект воздействия»

Поскольку собака не знает, что и как будет воздействовать на неё в следующий момент, речь об уверенности в себе не идёт.
Быстрота выполнения классических «механических» навыков уступает навыкам оперантным на положительном подкреплении.
И, наконец, закон бесполезности наказания!

По Скиннеру, событие, наступающее во время нежелательного поведения, несущее аверсивные ощущения не разрушает нежелательное поведение, а модифицирует его!
Ну, вот, казалось бы и всё.
Запретить всю аверсивную амуницию!
Однако стоит вспомнить пару мелочей.

  • Во-первых: баланс стимулов! Да, да, именно баланс стимулов качнётся в сторону от нужного поведения, если появится в поле зрения какой-то значимый для собачки объект. Да, хоть та же курица — для хаски.
    Поведение, полученное исключительно с помощью положительного подкрепление нестойкое.
  • Во-вторых: бесполезность наказания подразумевает полное отсутствие элементарной рассудочной деятельности у собак. Наказания не так уж бесполезны, не стоит недооценивать наших питомцев. Скиннер не признавал то, «что в голове у подопытного», а признавал только действие, способ действия, и его результаты. Только то, что поддаётся фиксации! Не принимал во внимание рассудочную деятельность, потому и не признавал наказаний. Но элементарная рассудочная деятельность собакам всё же присуща.

Какой же из стимулов будет самым значимым, какой не будет вытеснен другими, чтобы сделать поведение стойким?
Есть такой стимул, приоритетный и включающий поведение всегда, даже когда наступает утомление и насыщение всех других побуждений. Это угроза. Угроза в виде механического воздействия. Это стимул, включающий защитное или оборонительное поведение.
Оборонительное — это не значит, что нужно кого-то оборонять или кого-то защищать. Это значит, что собака будет уходить от неприятностей, которые создаст дрессировщик, будет защищать свой организм.

Что же в сухом остатке?

Последовательность при оперантном научении:

  • Создание контакта.
  • Искусственное нарушение равновесного состояния собаки – создание сильной какой либо потребности.
  • Создание мотивации – твёрдого желания собаки сотрудничать с проводником для удовлетворения потребности.
  • Применения способов и приёмов дрессировки, основанных на положительном подкреплении.

И вуаля! Собачка всё умеет, не очень стойко, правда. Зато контакт, активность, доверие, желание…

Последовательность при «механической» классике:

  • Просто берём собаку и принуждаем к выполнению, используя оборонительное поведение. Такой способ. Всё просто и быстро.
  • Контакта нет, активности нет, желания нет, доверия нет. Зато есть стойкость навыка.

Не спешите клеймить и шельмовать приверженцев «механики».

Откройте любой старый учебник и читайте – Первое — контакт (приучение к кличке, к команде «хорошо», к уходу за шерстью и телом собаки)!
И только потом – «механика». И, кстати, не обязательно делать собаке больно, механически меняя положение её тела. При «уходе за шерстью и телом» собака учится доверять проводнику. А этого как раз и не замечают противники классики и «механики».

Можно ли совместить положительные черты обоих подходов и избежать их неприятных особенностей?
Можно и даже нужно.

Давайте попробуем в такой последовательности:

  • Создание контакта.
  • Искусственное нарушение равновесного состояния собаки – создание сильной какой-либо потребности. Это не просто не покормить. Это достаточно сложная работа, иногда занимающая много месяцев.
  • Создание мотивации – твёрдого желания собаки сотрудничать для удовлетворения потребности.
  • Применения способов и приёмов оперантной дрессировки с помощью положительного подкрепления.
  • Получение нестойкого умения.
  • Затем приучение к «механике» (обучение активирующей коррекции и уходу от наказания в нужное поведение).
  • Затем применение способов и приёмов «механики» на основе оборонительного поведения.

На выходе все прелести положительного подкрепления – контакт, желание работать, активность, уверенность в себе. А заодно и стойкие навыки.

И, конечно же , любой владелец собаки может остановиться на любом из показанных этапов. Нужно всего лишь знать их особенности.
Вот только торопиться и последовательность нарушать очень нежелательно!

Автор Павел Костюк.

Запись на дрессировку к автору



Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *