Просмотров:

Чему радуется ваша собачка?

чему радуется собака

Вот такая история:

Знакомая гуляла с пятимесячным щенком, маленьким французиком, во дворе своей многоэтажки. Реалии, знаете ли – помойка, не убранные урны, окурки под ногами. Не горами, нет… но всё же. И естественно – нельзя в помойку!, нельзя, окурок, не трогай!, нельзя прыгать на людей!

Щенок после каждого запрещения разворачивался к хозяйке, волоча за собой двухметровый паракорд, и весело запрыгивал на неё всеми четырьмя ногами, а она говоря – ах ты шалун! – кормила его припасённой говядинкой.

Её соседка с джек-расселом на натянутом поводке – рулетке несколько времени смотрела на процесс одёргивая то и дело отчаянно орущего питомца. Потом подошла и, наконец, решилась:

—  Чему радуется ваша собачка? Мой не понимает «нельзя», а если его наругать или наказать так вообще убегает!
Собачки увидели друг друга, французик завилял попой и, припадая на передние лапки заискивающе подбежал к джек-расселу. Тот сразу притих и деловито обнюхал пришельца. Был намного старше – полуторагодовалым почти взрослым парнем.

—  Я занимаюсь с собакой! – сказала знакомая.

—  И я на площадку ходила. Он у меня «сидеть» знает! Роджер, сидеть! – Роджер честно, хотя и нехотя, уселся на натянутом шнуре, не глядя в сторону хозяйки. – Вот! Он и «лежать» знает, «лежать!», прикрикнула девушка. Роджер отморожено сидел, глядя в пространство. Хозяйка наступила ногой на поводок у ошейника на Роджере. Роджер стал вырываться.

—  У вашего послушание пассивное, а у моего активное, — сказала хозяйка французика отходя за ближайшую припаркованную машину.

Французик сперва вильнул вокруг нового приятеля, затем увидев, что остался один панически оглянулся. Кинулся в одну сторону, потом в другую – «Ко мне!» не выдержала его хозяйка и вышла из-за автомобиля. Французик ринулся к хозяйке и плюхнулся ей в ноги – уселся, нетерпеливо перебирая лапами.

—  Браво, проказник, браво!. Проказник опять весело запрыгал, обнимая джинсовые коленки.

—  А какая разница? — удивилась водительница терьера.

Оставим девушек разбираться самостоятельно, тем более, что хозяйка маленького французика начинающий кинолог.

Подумаем вместе – какая разница?

Как ни странно – это вопрос культуры, именно культуры. Французик собачка культурная, а терьерчик – не очень.
Термин «культура» происхождения сельскохозяйственного. Он применён с самого начала по отношению к огороженному участку для растений, за которыми УХАЖИВАЮТ в противовес к окружающей натурной территории, на которой правил выращивания нет. Культура и натура – противоположные понятия.

Термин «культура» подразумевает прежде всего ограничение – забор, грубо говоря, с одной стороны и почитание, внимательное отношение к объекту культуры за забором – с другой.
Забор, древние римляне, придумавшие термин «культура» применяли, чтобы заботится об отгороженных, культурных растениях. Хотели патриции, чтобы их капусточка росла погуще, чтобы была побольше, развивалась поинтенсивнее. Короче, чтобы процессы на участке культуры, текли активнее, для того и забор, строили, чтобы за забором под их чутким руководством активнее всё росло.
У забора, как мы понимаем, есть две стороны. С одной стороны – культура (жирная капусточка), с другой чахлые бурьяны.

Вот так! Забор один, а эффект разный.

Нужное нам поведение просто приспособительный признак, как вес капутного качана, к примеру.

Заборы, то есть ограничения и запреты – основа собачьей, да и нашей с вами жизни. Чтобы ограничения и запреты работали, живому существу нужна немалая польза от них.
Любая вырабатываемая форма поведения должна приносить пользу нашему питомцу и делать его активнее. Потому есть активная коррекция, связанная с эмоциональным поощрением после неприятных воздействий, активное запрещение, после которого неизбежно следует поощрение, активная выдержка, при которой животное не боится пошевелиться, а затаивается перед радостным моментом поощрения.
Поэтому есть активное послушание, основанное на связи ограничений в поведении с пользой для питомца и с радостным, активным поведением.

Потому есть активная позиция, дающая преимущества в жизни, потому, что активное существо демонстрирует само формы поведения наиболее адекватные моменту, а реактивное – несмело отвечает на принуждение жизненными факторами.

Потому есть активное послушание, построенное на побуждениях самого питомца, направленных и культивируемых проводником и пассивное, построенное на уходе от неприятностей, предъявленных проводником, не заботящемся о радостном, активном настроении воспитанника.

Запрещения одни и те же, а эффект разный, однако.

Автор Павел Костюк.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *